Этот горячий цинк - НКП ЦРЦ
поиск
 
Этот горячий цинк

Этот горячий цинк

Цинк — широко используемый человечеством практически во всех областях жизнедеятельности металл. Оцинкованные кузова автомобилей и строительные конструкции, латунная фурнитура и теплообменники, лекарства и пищевые добавки, керамика и шины, замки и детские игрушки — все это изготавливают из цинка и его сплавов.

Цинк — широко используемый человечеством практически во всех областях жизнедеятельности металл. Оцинкованные кузова автомобилей и строительные конструкции, латунная фурнитура и теплообменники, лекарства и пищевые добавки, керамика и шины, замки и детские игрушки — все это изготавливают из цинка и его сплавов. Структура мирового потребления цинка выглядит следующим образом: этот металл используют для непрерывного (29%) и общего цинкования (19%), для литья под давлением (15%), в производстве латуни (18%), полуфабрикатов (7%) и химической промышленности (8%). В 90-е гг. общее производство цинка увеличилось с 7 до 8 млн. т, и продолжает постоянно расти вне зависимости от состояния мировой экономики. В настоящее время оно составляет около 9 млн. т в год. Ожидается, что выпуск цинка к 2005 году превысит 10 млн. т. По всему миру, особенно в развитых странах, в последние десятилетия происходит бурный рост производства проката с покрытиями как наиболее экономически выгодного в эксплуатации. Спрос на него всегда превышал предложение, при этом темпы увеличения потребления оцинкованной продукции превышали рост совокупного национального продукта. В основном подъем потребления происходит за счет расширения выпуска горячеоцинкованной продукции, хотя количество предприятий, производящих электролитически оцинкованный лист, тоже увеличивается. За последние 20 лет мировой рынок оцинкованной продукции вырос более чем в 2 раза, в среднем на 3,7% в год. Около 45% мирового потребления оцинкованного листа приходится на долю строительного сектора, 25% — на машиностроение (в первую очередь в автомобильной отрасли), 9% идет на производство тары, бытовой техники, электроники и т.д. Для цинкования 1 т стального листа требуется в среднем 35 кг цинка. Перспективы развития отечественного рынка оцинкованного проката можно с достаточно высокой долей вероятности наблюдать на примере его становления в странах Восточной Европы, которым также пришлось решать задачу по удовлетворению потребности экономики своих стран в металлопрокате с антикоррозионным покрытием. Как видно на диаграмме, потребление оцинкованной продукции по сравнению с 1991 г. возросло более чем в 2 раза. Причем примерно 86% от этого объема составляет горячеоцинкованная, а 14% — электрооцинкованная продукция. Польша, Чехия, Словакия и Венгрия являются не только крупнейшими потребителями, но и производителями оцинкованного металлопроката. Основные предприятия: VSZ (две линии по горячему цинкованию (ГО) мощностью 300 тыс. т), Huta Sendizimira (одна линия ГО на 150 тыс. т и одна линия по производству электрооцинкованного листа (ЭО) на 200 тыс. т), Huta Florian (одна линия ГО на 250 тыс. т), а также несколько более мелких производителей горячеоцинкованного листа. Использование мощностей этих предприятий составляет 81% по ГО и 65% по ЭО. Структура потребления в этих странах выглядит следующим образом: строительство — 74% (потребление растет на 9% в год); ) автомобильная промышленность (ЭО) — 6%; другие отрасли — 20% В перспективе все большая доля мирового производства горяче- и холоднокатаного плоского проката, профилей, готовых изделий из черного металла будет оцинковываться, покрываться полимерными и другими видами покрытий для снижения эксплуатационных расходов и увеличения срока службы конструкций. Цинковое покрытие выглядит эстетичнее и способствует защите окружающей среды. В СССР производство металлопроката с покрытиями не получало должного развития. Стремление обогнать Запад по масштабам производства чугуна и стали оставляло на втором плане качество металла и его защиту от коррозии. Например, создание участков по горячему цинкованию носило вынужденный характер, чаще всего это были судостроительные заводы и специализированные строительные организации. Для оцинкованной продукции существуют два основных потребительских рынка — это строительная индустрия и автомобильная промышленность. В строительной индустрии используется профилированный оцинкованный лист для кровельных и стеновых панелей промышленных предприятий, сборных складских помещений, индивидуального жилищного строительства, торговых сооружений и пр. Защиту от коррозии готовых строительных конструкций, лестниц, оград, ворот, строительных лесов, уличных и дорожных ограждений, столбов, мачт освещения, несущих рам конструкций осуществляют методом общего цинкования (general galvanizing). В мировой практике в связи с огромным спросом на такую продукцию получило широкое развитие т.н., общее цинкование, т.е. цинкование готовых конструкций, профилей, труб и прочего путем последовательного прохождения отдельных партий металлоизделий через ванны химического обезжиривания, травления, флюсования и нанесения непосредственно защитного покрытия в жидком расплаве цинка (или специальных сплавов на его основе). Такие автоматизированные линии предназначены для цинкования длинномерных изделий длиной до 12—15 м, а производительность их достигает 50—60 тыс. т в год. В России такие линии построены на ОАО «Энергомашкорпорация», Комплексе глубокой переработки на Магнитогорском металлургическом комбинате, на Домодедовском заводе металлоконструкций, на заводе стальных конструкций объединения «Агрисовгаз» (г, Малоярославец Калужской обл.). К этому производству проявляют интерес многие металлургические заводы, предприятия стройиндустрии и транспорта. Очевидно, что в ближайшие годы в связи с возрастающей потребностью будут возникать новые и восстанавливаться старые производства подобного типа. Кроме того, развитие строительства уже в ближайшие годы потребует значительного количества горячеоцинкованных профилей и труб, включая профиль с толщиной стенок от 2 до 5 мм. Суммарная годовая потребность строительной отрасли в России в настоящее время оценивается в 300— 320 тыс. т оцинкованного проката. Производственные мощности и, следовательно, потребность в оцинкованном прокате отдельных строительных предприятий относительно невелики, однако в целом они формируют спрос на данную продукцию со стороны строительной индустрии. Потребление автомобильной промышленностью оцинкованных стальных листов всех типов за последние 7 лет увеличилось с 5 до 7 млн. т в год, однако объем производства транспортных средств остается неизменным с 1989 г. Относительное количество стальных оцинкованных листов в конструкции автомобиля составляет 78% для выпуска кузовов легковых машин и 60% для изготовления других транспортных средств. Гарантия антикоррозионной защиты (на сегодняшний день срок службы составляет 12 лет!) снова является основным аргументом продвижения продукции на рынок. Как показал опыт многих зарубежных фирм, обеспечение высокой коррозионной стойкости автомобильного листа достигается за счет применения горячеоцинкованных сталей различного уровня прочности с высоким уровнем пластичности, в том числе с покрытием типа «гальванил» (железоцинковый сплав). В России в настоящее время в автомобильной промышленности более 80% металла с покрытиями приходится на электрооцинкованную сталь. Однако, учитывая меньшую стоимость горячеоцинкованного проката и возможность получения металла с высокими пластическими свойствами за счет применения в качестве основы для цинкования низкоуглеродистых IF-сталей, в перспективе можно ожидать, что доля горячеоцинкованного проката, применяемого в автомобилестроении России, будет расти. Очевидно, что развитие автомобильной промышленности в ближайшие годы потребует высококачественного оцинкованного автомобильного листа, но основным потребителем останется промышленное, гражданское и сельское строительство. Загрузка мощностей по выпуску оцинкованного проката на ведущих металлургических комбинатах России достигает примерно 96%. В 2000 г. общее производство оцинкованного листового проката в России составило 1,073 млн. т. Кроме отечественных предприятий, повышенную активность на российском рынке оцинкованного проката проявляют компании из ближнего зарубежья Испат Кармет (Казахстан) и Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича (Украина), суммарные производственные мощности которых составляют 680 тыс. т оцинкованного проката в год. Большое значение для российских производителей оцинкованного проката имеют экспортные поставки, В среднем экспортируется 40—50% от общего объема выпуска данного вида продукции, что составляет порядка 400 тыс. т в год. Важность экспортных поставок оцинкованного проката для российских металлургических комбинатов во многом определяется тем, что потребность в данном виде продукции на внутреннем рынке подвержена сезонным колебаниям, вызываемым снижением спроса со стороны стройиндустрии в I и IV кварталах. Экспорт же сглаживает неблагоприятные последствия сезонных колебаний, обеспечивая постоянную загрузку производственных мощностей. Лидирующие позиции в экспорте оцинкованного проката, как и в продажах на внутреннем рынке, занимают ОАО «НЛМК» и ОАО «Северсталь». С точки зрения рентабельности, оцинкованный прокат является наиболее привлекательным видом продукции для всех российских металлургических компаний, несмотря на то, что цинк, как в России, так и по импорту закупается по мировым ценам. Практически единственным поставщиком высококачественного цинка является Челябинский цинковый завод. Ситуация на российском рынке проката с покрытиями характеризуется устойчивой тенденцией увеличения объемов потребления. В 2000 г. потребление оцинкованной стали выросло почти на 30% по сравнению с 1999 г. В настоящее время годовую емкость российского рынка оцинкованного проката можно оценить в 700—710 тыс. т. Этот рост был вызван, прежде всего, благоприятным положением основного потребителя данного вида продукции — строительной индустрии. Растущий спрос на качественный оцинкованный прокат не полностью удовлетворяется российскими производителями. Это привело к существенному увеличению импорта (210 тыс. т в 2000 г по сравнению с 136 тыс. т в 1999 г) оцинкованного проката. Из стран дальнего зарубежья поставляют на российский рынок главным образом высококачественный электрооцинкованный прокат и металл с полимерными покрытиями. Производители из стран ближнего зарубежья, прежде всего Испат Кармет, объем продаж которого в 2000 г составил 110 тыс. т, и Мариупольский меткомбинат им. Ильича, поставивший в этот же период 80 тыс. т оцинкованной стали, ввозят прокат по значительно более низким ценам, пытаясь с помощью демпинга расширить свое присутствие на перспективном российском рынке. Однако, учитывая низкое качество продукции указанных предприятий по сравнению с выпускаемой отечественными производителями, такими как НЛМК и Северсталь, дальнейшего существенного увеличения доли импортного оцинкованного проката на российском рынке не произойдет. Вытеснение импортной продукции с отечественного рынка осложняется тем, что низкая цена для значительной части потребителей остается решающим фактором, а снижение российскими металлургическими комбинатами цен на оцинкованный прокат до уровня импортных (Казахстан, Украина) может привести к дестабилизации рынка и финансовым потерям. Видимое потребление оцинкованной стали в 2000 г. — 714 тыс. т против 526 тыс. т в 1999 г., при этом доля российских предприятий составляет в 2000 г. более 500 тыс. т, а доля импорта — немногим более 200 тыс. т. Рост предложения оцинкованного проката произойдет за счет введения в эксплуатацию в 2002 г. нового агрегата горячего цинкования на ММК (проектная мощность — 500 тыс. т в год) и НЛМК (130 тыс. т в год). Общая мощность агрегатов электролитического цинкования на Лысьвенском заводе, начиная с 2002 г, составит 150 тыс. т в год за счет проведенной реконструкции второго агрегата на ширину полосы 1450 мм. Российский рынок и производство проката с покрытиями находятся в стадии становления. Развитие строительной индустрии, автомобильной промышленности, выпуска бытовой техники и других отраслей потребует значительных объемов металла с антикоррозионным покрытием, потребность в котором будет покрываться за счет развития отечественного производства. Вопрос продвижения оцинкованного металлопроката на рынок сводится к двум аспектам, которые российские производители должны решать одновременно. Во-первых, это работа, непосредственно связанная с расширением рынков сбыта. Ситуация в автомобильной промышленности вынуждает самих автопроизводителей стремиться увеличивать долю оцинкованного листа в конструкции машины, так как от этого зависит конкурентоспособность модели на рынке, особенно по сравнению с импортными машинами. Сложнее обстоит дело в строительной, дорожной и энергетической отраслях промышленности. Как уже было сказано выше, в основном объем заказов формируется большим количеством мелких фирм и организаций, имеющих огромную номенклатуру заказов. Поэтому металлургическим предприятиям, привыкшим выполнять заказы в несколько тысяч тонн, труднее работать на этом сложном рынке, а тем более расширять свое присутствие на нем. Чтобы развивать этот сегмент рынка, следует вести постоянную пропагандистскую работу с разработчиками нормативной документации, проектировщиками и архитекторами, чтобы уже на стадии чертежей в конструкцию зданий закладывалось максимально возможное количество оцинкованных деталей. Необходимо демонстрировать возможности дизайнерских решений в архитектуре и городском строительстве с использованием оцинкованного проката, шире применять оцинкованные конструкции в городской и дорожной инфраструктуре. Во-вторых, производителям оцинкованного проката нужно неуклонно бороться за повышение качества выпускаемой продукции и, самое главное, снижать ее себестоимость, что невозможно без повышения культуры производства и применения новых технологий. Оба указанных фактора одинаково важны, но очень тяжело работать в этих двух направлениях в одиночку, не используя аналогичный опыт других предприятий и организаций, в том числе и зарубежный.

 

 

Автор : Полькин В.И.

 

Опубликована : 00.00.0000

Просмотров : 6644

© НКП «Центр по развитию Цинка», 2000-2010. Все права защищены.
Тел: +7 (495) 772-07-39; Тел/факс: +7 (495) 955-01-98