Отношение к защите металлов меняется на глазах - НКП ЦРЦ
поиск
 
Отношение к защите металлов меняется на глазах

Отношение к защите металлов меняется на глазах

За последние 12 лет российский рынок оцинкованной продукции изменился как количественно, так и качественно. Количество линий горячего цинкования по защите готовых металлоконструкций выросло на порядок, комбинаты «большой тройки» существенно увеличили объемы выпуска оцинкованного листа, внедрив самые современные агрегаты непрерывного горячего цинкования (АНГЦ). Сегодня уже никому не надо объяснять преимущества цинкового покрытия перед другими видами защиты металлопроката. Все это сегодня уже стало реальностью - во многом благодаря кропотливой и каждодневной работе российского Центра по развитию цинка.
Об особенностях и перспективах отечественного рынка оцинкованной продукции в интервью нашему журналу рассказывает директор Центра по развитию цинка Владислав Полькин.

- Владислав Игоревич, каковы основные направления деятельности Центра по развитию цинка, как давно он создан?

- Наш центр был создан весной 2000 года, и с самого начала сфокусировал свою деятельность на защите металла от коррозии с помощью цинка. Цинк является наиболее распространенным металлом, применяемым для защиты железа и его сплавов от атмосферной коррозии. Около 40% мировой добычи цинка потребляется для защиты черных металлов от коррозии.
К этому сегменту рынка относится производство оцинкованного листа, который производят крупнейшие металлургические комбинаты - ММК, НЛМК, Северсталь и Лысьвенскй метзавод, а также горячее цинкование готовых металлоконструкций и изделий.
Наш центр ведет активную просветительскую, аналитическую и образовательную деятельность. Среди основных направлений - пропаганда использования оцинкованного проката, объяснение преимуществ его использования потенциальным заказчикам и потребителями этой продукции, Второе – обучение технического персонала заводов, организация обмена технической информацией.
Ежегодно в ноябре, в рамках Недели металлов в Москве, мы проводим большой семинар по защите металла от коррозии, на который собирается более 100 специалистов. В этом году он пройдет в 13–й раз. Кроме того, мы организуем выездные семинары для наших отечественных специалистов на зарубежные заводы, где они имеют возможность обмениваться опытом с коллегами.
Ежегодно Центр проводит также два семинара для технических специалистов. Один - по обучению технического персонала комбинатов выпускающих оцинкованный листовой прокат, второй – для специалистов заводов по цинкованию металлоконструкций. На них собираются технологи и главные инженеры заводов горячего цинкования, перед которыми выступают авторитетные специалисты из-за рубежа. Последний такой семинар мы провели в Челябинске, совместно с ОАО «Челябинский цинковый завод» и Международной цинковой ассоциацией (IZA).
К сожалению, Российские вузы не проводят обучение по этой специальности и людям негде повышать квалификацию, обмениваться опытом или проходить переподготовку – кроме как на наших семинарах. Да и специальной литературы, собственного говоря, нет. Сейчас наш Центр готовит к изданию учебное пособие по горячему цинкованию, которое поможет восполнить этот пробел. Также наш Центр активно участвует в профильных конференциях, совещаниях металлоторговцев, энергетиков, дорожников и так далее. Везде, где только можно, мы продвигаем идеи защиты металлопроката от коррозии с помощью цинка, объясняя потребителям, как им это выгодно. Судите сами: На основании данных о коррозионных испытаниях покрытий установлено, что время жизни цинкового покрытия (до появления ржавчины на 5% поверхности изделия) более 45 лет. В то же время для лакокрасочных покрытией, время жизни конструкции в тех же условиях не более 11 лет. Т.е., в течении 40-50 лет при использовании краски необходимо дополнительное окрашивание минимум 4 раза. Причем это не просто ремонт, а полный цикл работ, включающий удаление старого покрытия, и нанесение нового. В то же время на оцинкованных конструкциях никакого, даже поддерживающего ремонта делать не нужно. Разница в первоначальной стоимости этих антикоррозионных систем незначительная, но при расчете на весь срок службы сооружения стоимость использования лакокрасочного покрытия, по крайней мере, удваивается.

- Как изменился рынок оцинкования за последнее время? Каковы объемы оцинкования в 2012 году по сравнению с 2011?

- Среди наиболее бурно развивающихся направлений защиты металла - нанесение защитного цинкового покрытия на металлоконструкции методом горячего оцинкования. Когда мы начинали свою деятельность, в стране действовали 5-6 заводов, большей частью это были небольшие заводы, с ваннами длинной 4 - 6 метров. Сейчас по стране действует свыше 60-ти заводов, причём преобладают ванны длиною 12-13 метров. Средняя производительность такой линии 25 - 35 тыс. т. в год. В прошлом году было оцинковано около 900 тыс. т. металлоконструкций. В этом году уже преодолен рубеж в 1 млн т. Сегодня на металлоконструкции приходится около трети всего российского рынка оцинкования. Новые заводы и линии выполняют заказы энергетиков, (опоры ЛЭП и электроосвещения), дорожников (столбы освещения, дорожные ограждения), для объектов городской инфраструктуры.
В 2000 году у нас в стране продавалось порядка 40% выпускаемого цинка, а остальное шло на экспорт. Сегодня цинка на внутреннем рынке начинает не хватать, российские цинковые заводы сейчас сокращают объемы цинка на экспорт, чтобы удовлетворить спрос внутреннего рынка.
В 2010 и 2011 годах вводилось в строй по 4-5 заводов горячего цинкования ежегодно, в 2012 году – три: в Южноуральске (под Челябинском), в Казани и в Полевском (под Екатеринбургом). Расширил производство известный завод «Агрисовгаз» (г. Малоярославец, Калужская обл.), который запустил вторую очередь оцинкования.

- Почему этот сегмент рынка так привлекателен для инвестиций?


- Прежде всего, потому, что для него характерная высокая норма прибыли и достаточно простые технологии. Сначала металлоконструкцию обезжиривают, потом стравливают ржавчину, погружают во флюс, затем – в расплав цинка. В результате на черный металл наносится слой цинка толщиной 80-100 микрон. Покрытие получается очень прочное, а срок службы оцинкованного металла сопоставим со сроком эксплуатации всего здания или конструкции.
Горячее оцинкование никоим образом не связано с гальваникой, как многие думают. Образующееся в результате ГЦ цинк-железные сплавы составляют единое целое вместе со сталью- основы, и эта связь в десятки раз прочнее чем образующееся чисто механическое прилипание (агдезия) краски к металлоконструкции.
Это как раз альтернатива гальваническим процессам. А значит, и экологически безопасное. В окружающую среду никаких выбросов не происходит. Растворы кислоты и обезжиривающие растворы или сдаются на утилизацию, или работают в замкнутом цикле. Ванны подготовки находятся внутри специальной капсулы, и даже в помещение цеха эти испарения не попадают. Полностью замкнутый цикл, экологически безопасный как для персонала, так и для окружающих.

- Какие производители доминирует на рынке оборудования для горячего оцинкования?


- Основное оборудование в технологической линии – нагревательная печь, которая должна постоянно регулировать температуру процессов. При погружении металлоконструкцию температура в ванне падает. И печь должна быстро компенсировать это падение. Печи могут быть как газовые, так и электрические. Последние обычно строят вблизи дешевого источника электроэнергии, например, вблизи ГРЭС. Из итальянских производителей можно отметить компании Bisol Spa, Macсabeo S.r.l., SIRIO S.r.l. Gimeco Impianti S.r.l. Среди немецких - компании Zink KOERNER GmbH, LOI Thermprocess GmbH, американских – WESTERN TECHNOLOGIES, Inc.. Известна также голландская компания CIC Holland BV. Все эти компании поставляют не только печи, они могут вести шеф-монтаж всей линии целиком. Ванны для линии подготовки изготавливают из полипропилена и полиэтилена (немецкая компания Weber Kunststofftechnik), а также специально разработанного стойкого к ударным нагрузкам материала - компания Koerner Chemleanlagenbau из Австрии. Крановое оборудование изготавливает австрийская INGENIA GmbH

- При запуске линию оцинкования на комбинате Уралэлектромедь в 2004 году говорилось, что это чуть ли не первая такая линия на Урале и в Сибири. Что можно сказать сегодня о распределении линий по регионам страны?

- Большая часть технологических линий по прежнему расположена в центральной части страны, ближе к потребителям. В последнее время появилось очень много производств и на Юге страны, в Ростове и в Краснодаре. Запущены линии в Башкирии, Тюмени, Омске, Новосибирске, Иркутске, строится в Шадринске. Самая восточная - в городе Спас Дальний, под Владивостоком. Но нельзя сказать, что уже все российские регионы равномерно охвачены. На Дальнем Востоке производства небольшие – соответственно спросу. Надеюсь, ситуация изменится, когда на Дальнем Востоке и в Сибири начнется реализация инфраструктурных проектов, о которых так много говорят. На Урале уже достаточно много реализованных проектов высочайшего уровня!

- Какое количество технологических линий оптимально для нашей страны?


- Это смотря как считать. В Германии сейчас действует около 180 линий горячего оцинкования, хотя населения примерно вдвое меньше нашего. Если исходить из пропорции количество линий на душу населения, то в России должно быть около 200 заводов горячего оцинкования.

- И когда Россия сможет выйти на этот уровень, по вашим оценкам?


- Спрос на оцинкованный прокат, а значит и потребность в строительстве новых технологических линий во многом зависит от отраслевого планирования. Западной Европе основные заказчики – это муниципальные службы и строители. В России местные муниципальные службы пока не настолько богатые, за исключением Москвы и Петербурга. Но в целом местные муниципалитеты, как заказчики, на рынке пока отсутствуют. Российские строители сильно разобщены - нет в стройкомплексе единого центра, чья команда была бы обязательна для исполнения. Чтобы строители начали повсеместно и в обязательном порядке применять оцинкованные конструкции - требуется вносить изменения в технические условия и нормативы для проектировщиков. А это работа не быстрая.
Иной подход в железнодорожной отрасли. Руководство ОАО «РЖД» подсчитало свои расходы на обслуживание по защите от ржавчины опор контактной сети, других инфраструктурных объектов – и приняли решение: ставим только оцинкованные. И теперь РЖД – среди крупнейших заказчиков оцинковки. Обсуждаются идеи оцинковывания опор мостов. И хотя мостовые пролеты целиком в ванну погрузить сложно, но решения для отдельных элементов конструкций найти можно.
Второй большой заказчик в стране – это, конечно, энергетики, которые строят и обслуживают линии электропередач (ЛЭП) по всей стране, и это удовольствие не из дешевых. Поэтому Федеральная сетевая компания активно используют в своих конструкциях оцинкованный металлопрокат, который служит без проблем и дополнительной защиты до 70-ти лет. Постепенный переход в строительстве и промышлен¬ности к более легким конструкциям уменьшает их тол¬щину, что в свою очередь обусловливает необходимость более надежной защиты от коррозии, причем горячее цинкование играет при этом доминирующую роль.
Характерный пример. Если в России строит объект инофирма, то она обязательно использует только оцинкованные конструкции. И если через несколько лет она решит продать здание, то сможет это сделать по более высокой цене. В противном случае оценочная комиссия понизит его стоимость на том простом основании, что конструкции из незащищенного металла очень быстро разрушатся и потребуются дополнительные инвестиции на ремонт здания.
Широко используют оцинкованный прокат автодорожники – мосты, авто- развязки, тоннели, виадуки, шумопоглощающие ограждения дорог; уличные и дорожные ограждения, барьеры безопасности; столбы, мачты освещения и другие конструкции дорожной инфраструктуры.

- Как вы оценивает перспективы потребления оцинковки в России?


- Огромный импульс к потреблению оцинковки могла бы дать подготовка к проведению Олимпийских игр и Чемпионата Мира по футболу, других крупных соревнований, которые требуют строительства крупных спортивных сооружений и инфраструктуры. Проблема заключается в том, что требования по оцинкованию не заложено в типовые проекты. Заказчик строительства один, строит другой, а эксплуатировать будут третьи. Поэтому строители не то чтобы не заинтересованы, - они не понимают, зачем платить за оцинкование.
Если посмотреть фотографии Олимпстроя, который отчитываются по стройкам в Сочи, то там очень мало оцинковки, хотя почти все сооружения находятся очень близко к воде. А инвестиции колоссальные. Строят спортивный комплекс или бассейн - а у него несущие балки не оцинкованы. Последствия можно предположить.
При подготовке чемпионата мира по футболу в Южной Африке оцинковка использовалась повсеместно. И не только для строительства спортивных сооружений, но и инфраструктурных объектов. Это и транспортные развязки, и автостоянки, железнодорожные и автостанции, и изменения в аэропортах. Везде использовалась оцинкованная сталь. По-другому в том климате и невозможно. А у нас – возможно все.
Должен быть общегосударственный подход, направленный на тренд долгосрочной экономии средств, электроэнергии и человеческих ресурсов, которые будут расходоваться на последующий ремонт и эксплуатацию.
Обычные виды защитных покрытий хромирование, анодирование, покраска защищают сталь, создавая барьер между окружающей средой и защищаемым материалом. В случае повреждения защитного слоя коррозия начинает развиваться и под слоем защитного покрытия.
В случае горячеоцинкованой стали, цинковое покрытие, в отличие от лакокрасочного, обеспечивает защиту не только барьерную, но и электрохимическую. В результате образования гальванической пары цинк защищает основной металл от коррозии даже в местах царапин и отверстий.

- Каковы перспективы потребления цинка на листовых АНГЦ больших комбинатов?


- На отечественном рынке существует недостаток оцинкованного листа. Комбинаты вводят новые агрегаты, стараясь удовлетворить спрос, уменьшить поставки некачественного импортного проката. Оцинковка очень широко применяется в строительстве, из нее изготавливают профнастил, металлочерепицу, сайдинг, гнутые профили и так далее.
В ближайшее время все больше и больше оцинковки будет потреблять автопром, особенно учитывая, что почти все крупные иностранные концерны построили у нас свои сборочные производства. Новые линии Северстали и ММК позволили резко повысить качество выпускаемого на отечественных заводах автолиста.

- Каким образом Центр по развитию цинка продвигает на российский рынок современные технологии, взаимодействует с отраслевой наукой?

- На своих технологических семинарах мы рассказываем о последних достижениях отраслевой науки, о новых сплавах на основе цинка, которые позволяют улучшить коррозионную стойкость, увеличить срок службы, устранить технологические проблемы, которые возникают при нанесении защитного слоя, усовершенствовать технологию непрерывного оцинкования. Требования к качеству оцинкованного листа с каждым годом растет, потому что автомобилисты разрабатывают новые, более прочные марки стали, что позволяет уменьшить вес автомобиля.
Среди российских научных центров можно отметить ЦНИИчермет им. Бардина, который постоянно разрабатывает новые технологии, предлагает различные сплавы на основе цинка. Например, добавка никеля в расплав цинка позволяет оцинковать стали с высоким содержанием кремния и фосфора, что раньше было невозможно. Проблема в том, что в российских сталях слишком большой диапазон по содержанию примесей. И наши заводы мучаются в том плане, что металлоконструкции из одной и той же марки стали, могут прекрасно цинковаться, а следующая партия нет. Тогда как на западе твердо знают, что если сталь вот этой марки, то она будет цинковаться на 100%. Но это уже вопросы к нашим металлургам.

- Какими вам видятся перспективы отрасли.

- Перспективы хорошие и потенциал рынка у нас колоссальный. Если строители смогут организоваться, то спрос на оцинковку вырастет просто в разы. Очень важно не потерять достигнутые за последние годы темпы роста. Понятно, что замена отслуживших, проржавевших металлоконструкций на оцинкованные не может произойти в один день. Самое главное, что отношение к защите металла меняется на глазах, происходит поворот в сознании как потребителей, так и производителей. А значит, направление деятельности нашего Центра было выбрано верно.

 

 

Автор : Уральский рынок металлов

 

Опубликована : 17.02.2013

Просмотров : 1689

© НКП «Центр по развитию Цинка», 2000-2010. Все права защищены.
Тел: +7 (495) 772-07-39; Тел/факс: +7 (495) 955-01-98