Обзор XXIII Международного семинара «Цинк-защита от коррозии»

Вот уже долгие годы вторая неделя ноября у металлургов России и многих других стран связана с событием, которое задает тон во всей отрасли, – это выставка МЕТАЛЛ-ЭКСПО! Участники выставки и её посетители получили возможность впервые за два года без ограничений встретиться лично и обсудить перспективы, задачи и проблемы развития рынка металлургической отрасли и отраслей потребителей (машиностроения, строительства и инфраструктуры) в современных условиях.

Уходящий год спутал все планы и практически полностью переформатировал ситуацию и на мировом, и на отечественном металлургическом рынке. Поэтому важно было услышать мнение экспертов и специалистов в различных областях металлургической отрасли. Особенно большой интерес вызвала деловая программа выставки Металл-Экспо, которая охватывает весь спектр вопросов не только металлургического рынка, но и многочисленных смежных отраслей: от логистики до машиностроения.

В частности, традиционно в первый день выставки состоялся XXIII-ий Международный семинар «Цинк – защита от коррозии», в котором приняли участие около 80 представители предприятий из России, Белоруссии, Казахстана, КНР и Германии. Мероприятие посвящено обсуждению проблематики рынка защиты от коррозии и смежных с ним отраслей деятельности. В последние десятилетие в России и в ряде стран СНГ было построено большое число заводов и производственных участков, занимающихся защитой от коррозии стальных изделий и полуфабрикатов методом погружения в расплав цинка. Ежегодно представители отрасли встречаются в Москве для подведения итогов года и обсуждения планов с коллегами.

В начале Семинара с обзорными докладами по ситуации на международном и отечественных рынках цинка, оцинкованного и стального проката выступили Ведущий аналитик журнала «Металлоснабжение и сбыт» Виктор Тарнавский и Генеральный директор НКП «Центр по развитию Цинка» Владислав Полькин. Взгляды и точки зрения обоих докладчиков оказались весьма схожи.

Виктор Тарнавский, «Металлоснабжение и сбыт», считает, что мировое производство листового проката с покрытиями составляет свыше 180 млн. т в год. Это более 20% от глобального выпуска листовой стали в целом. Причем доля проката с покрытиями увеличивается благодаря расширению объема потребления в таких отраслях как автомобилестроение, строительство и инфраструктура, производство бытовой техники. Это три крупнейших сферы применения листового проката с покрытиями, на них приходятся более 80% глобального спроса.

В сентябре 2022 г. газ и электроэнергия достигли новых пиков. В октябре произошел спад, но, очевидно, он долго не продлится, хотя зимой потребление энергоресурсов в западных странах должно сократиться под воздействием беспрецедентных мер по экономии газа и электроэнергии. Но, по прогнозам западных экспертов, цены на них останутся высокими, как минимум, до 2024-2025 годов.

Основные факторы, которые будут влиять на мировую и российскую экономику в конце 2022 – начале 2023 г.

  1. Антироссийские санкции и их последствия
  2. Высокие цены на энергоносители и электроэнергию
  3. Повышение процентных ставок в западных странах
  4. Погодные условия

Генеральный директор НКП «Центр по развитию Цинка» Владислав Полькин сообщил, что после введения новых санкций наметился разворот отечественной экономики с запада на восток, а направление на развитие внутреннего рынка стала ещё более актуальной.

По выработке электроэнергии особенно выдающиеся результаты показывает ОЭС Востока после роста экспорта в Китай (6,9% г/г за восемь месяцев). На фоне отказа стран ЕС от российской электроэнергии и ее дефицита в КНР

Для полноценной интеграции необходимо завершение строительства транзитных линий из Сибири на Дальний Восток, которое «Россети» планируют завершить до 2028 года.

Заработают запреты и ограничения ЕС, в прошлом основного импортера наших энергоресурсов. Но Россия уже сумела перенаправить значительный объем экспорта нефти из ЕС в другие страны.

Если раньше в Европу уходила половина нашей нефти, то к началу осени этого года – 34,5%. Остальное экспортируется в Китай, Индию, Турцию и некоторые другие страны. С газом так просто не поступишь, экспорт привязан к инфраструктуре, но работа по согласованию новых маршрутов поставок на восток уже ведется.

Огромное значение для развития экономики имеют государственные инвестиции. “Для выстраивания новой экспортно-импортной логистики правительство сформировало комплексный план мероприятий и проектов, который направлен на строительство высокотехнологичной инфраструктуры. Все дорожные карты рассчитаны до 2030 г. с общим объемом финансирования свыше 4,5 трлн руб., в том числе около 300 млрд из федерального бюджета”, – отметил Премьер М. Мишустин.

Инвестпрограмма на 2023 год должна составить 1,23 трлн руб., что больше прежнего плана (1,14 трлн руб.).

Инвестиции в развитие БАМа и Транссиба увеличатся с 118 млрд руб., до 260 млрд руб. Также возрастут вложения в ремонт и развитие путевого комплекса и других объектов инфраструктуры — до 319 млрд руб. РЖД планируют направить более 52 млрд рублей на развитие пассажирской инфраструктуры в 2023-25 гг.

«Скоростная автотрасса М12 Москва — Казань будет продлена до Екатеринбурга, Тюмени и Челябинска» В дальнейшем она соединит качественной дорогой Санкт-Петербург с городами Урала и Сибири, а в перспективе – и с Владивостоком.

Ещё в июне Президент России Владимир Путин провел совещание по вопросам развития дорожного строительства:

«Кроме строительства современного, качественного дорожного полотна важно обустраивать сопутствующую инфраструктуру, открывать заправки, места отдыха, устанавливать вышки связи, создавать площадки для объектов сервиса, где может развернуть свою активность малый бизнес, Словом, передвигаться по скоростным трассам и другим дорогам должно быть по-настоящему удобно и комфортно». Следует напомнить, что строительство дорог не прекращалось даже во время самого строгого локдауна в 2020 году! В рамки этой парадигмы по развитию логистической инфраструктуры и благоустройства жилых агломераций прекрасно укладывается утвержденный перечень из новых 42 стратегических инициатив социально-экономического развития России до 2030 года. Строительство, инфраструктура и транспорт – основные потребители металлопроката, и такие грандиозные планы подтверждают высокий спрос на продукцию отечественных металлургов.

Поиск новых поставщиков и необходимость освоения новых рынков вынуждает предприятия гибче реагировать на запросы потребителей, искать новых партнеров и запускать в производство новые виды продукции, экономить ресурсы и повышать эффективность работы предприятий. В частности, повышать срок службы изделий и сооружений, предпринимая меры по антикоррозионной обработке. «Центр по развитию Цинка» вот уже более 20 лет способствует формированию и развитию рынка услуг по антикоррозионной обработке. Безусловно, стоимость многих технологий нанесения цинкового покрытия напрямую зависит от стоимости цинка, поэтому так важна информация о динамике цен и ситуации на международном рынке цинка.

Цены на глобальном рынке цинка зависят от ситуации в мировой автопромышленности – крупнейшем потребителе цинка. На строительном рынке спрос на цинк меняется постепенно, мало влияя на ситуацию, тогда как  снижение производства автомобилей ведет к резкому падению  спроса на цинк. Прогнозы по объему автомобильного рынка на 2022 и 2023 гг.: падение производства на 2,6 млн автомобилей ежегодно!

После диверсии на «Северных потоках» энергетические проблемы Европы остаются в центре внимания. Очевидно, что с учетом огромных энергетических проблем потребительский спрос будет продолжать снижаться вместе с ценами на цинк.

Цены на энергоносители являются определяющимися для стоимости производства цинка. Казалось бы, стоимость цинка должна расти, но спрос продолжает падать и проблемы с электроэнергией сокращают производство цинка так, что у Продавцов недостаточно металла для продажи на фьючерсном рынке. В конце 2022 года Китай снижал добычу цинка в преддверии выборов, а Европа продолжает сокращать производство цинка из-за цен на электроэнергию. Складские запасы LME рискуют упасть до самого низкого уровня за всю историю, но проблема состоит в снижении и спроса на цинк и его производства.

Из-за существенного уменьшения выпуска цинка в Европе мировое производство цинка в 2022г. снизится на 2,7% и составит 13,49 млн т,. (ILZSG).  Цены на цинк продолжат дальнейшее снижение в течение следующих 2 кварталов (минимум).

Если цены на энергоносители весной упадут, то это позволит возобновить «нормальное» производство цинка в Европе.

Учитывая большой отложенный спрос на автомобили и инфраструктуру, вполне вероятно, что цены на цинк будут повышаться. Но пока экономика продолжает падать, и спрос на цинк продолжит снижаться, да и сначала нужно пережить минимум эти полгода.

Александр Печенкин,  Начальник коммерческого отдела АО «Челябинский цинковый завод», рассказал о ситуации на внутреннем рынке цинка.

Видимое потребление цинка по итогам первого полугодия 2022 года увеличилось на 4% и составило 133,7 тыс. тонн. Доля импортного цинка в структуре потребления возросла с 18% до 32%.

Поскольку российский рынок цинка полностью ориентирован на внутренних потребителей, санкционное давление на него имеет отложенный характер.

Поставки стальной оцинкованной продукции внешним потребителям затруднены из-за ограничений Евросоюза и укрепившегося рубля. Крупные металлургические предприятия вынуждены переориентировать продажи на другие, менее маржинальные рынки, и пересматривать производственную программу в сторону снижения выпуска продукции. Общий объем производства листового оцинкованного проката по итогам первого полугодия 2022 года составил 2,2 млн тонн, что на 15% меньше аналогичного периода 2021 года.

Импорт российского цинка в рассматриваемом периоде увеличился на 79%, до 42,7 тыс. тонн. Большая часть цинка импортируется из Казахстана (74% от общего объема импорта) и Узбекистана (21%). Поставки цинка из Казахстана в рассматриваемом периоде выросли на 71%, до 31,6 тыс. тонн, из Узбекистана на 88%, до 9 тыс. тонн.

Строительство нового цинкового завода в г. Верхний Уфалей (на базе площадки бывшего Уфалейникеля) мощностью 120 тыс. тонн цинка в год продолжается. В апреле 2022 года руководства компании ООО «Полимет Инжиниринг» (оператор проекта) заявило о простое с 7 июня по 7 декабря 2022 года. В частности, 55 сотрудников предприятия из 70 должны были быть отправлены на укороченную рабочую неделю. Однако, в мае этого же года было принято решение о возобновлении прежней рабочей деятельности. В настоящее время идет строительство основной площадки, на которой возводятся каркасы новых цехов. По данным местных СМИ, строительство замедлилось и поэтому сроки запуска завода могут быть перенесены. Оператор проекта сроки пока не меняет (конец 2023 г. – начало 2024 г.).

Несмотря на существенное падение автомобильного производства, строительная отрасль демонстрирует рост, тем самым поддерживая спрос на цинк. По итогам первого полугодия 2022 года ввод жилых зданий по оперативным данным Росстата увеличился на 42% (г/г), нежилых на 2%. Производство «Конструкций из черных металлов» увеличилось на 7,4%.

Учитывая негативную динамику в некоторых цинкпотребляющих секторах, а также ожидания снижения деловой активности в РФ, на 2022 год сохраняется прогноз падения видимого потребления цинка на 11-20% (или на 29 – 52 тыс. тонн).

Важным фактором формирования новых и сохранение существующих рынков сбыта является совершенствование нормативной базы и стандартизация перспективных изделий и технологий. Об этом сделала доклад Екатерина Понурова – Заместитель директора по научно-методической работе ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова». Рассказав об опыте совместной с НКП «ЦРЦ» подготовке новой редакции ГОСТ 9.307-2021 «Покрытия цинковые горячие.», который был введен в действие: 01.06.2022, предложила заняться подготовкой других нормативных документов, связанных с технологиями и материалами по защите от коррозии, а также применению оцинкованного проката.

Ованес Казанджиян,  заместитель начальника лаборатории защитных покрытий ЦНИИчермет им. И. П. Бардина. рассказал участникам Семинара о ещё одном важном аспекте расширения области использования оцинкованного проката Это применение новых сплавов, которые обладают более высокими коррозионными свойствами или, например, проката с цинк-алюминиевым покрытием в качестве основы позволяющий существенно улучшить характеристики проката с полимерным покрытием и расширить области его применения.

Наличие эвтектической структуры цинк-алюминиевого покрытия, состоящей из тонких слоев пластичного алюминия и цинка значительно снижает вероятность образования трещин при испытаниях на прочность при Т изгибе. Способность проката с цинк-алюминиевым покрытием выдерживать высокую степень деформации при штамповке, в том числе и в окрашенном состоянии, позволяет решить множество проблем, возникающих при изготовлении бытовой техники, стеновых  панелей, изоляции газо- и нефтепроводов и в других отраслях, где необходима долговременная защита от коррозии. Но покрытие очень мягкое и легко подвержено потертостям и царапинам.

В настоящее время в мире взамен оцинкованного проката стало производится большое количество проката с цинк-алюминий-магниевым покрытием.

Состав сплава для нанесения цинк-алюминий-магниевого покрытия (ZAM) меняется в широких пределах в зависимости от производителя. Сплав является тройной эвтектикой, что позволяет использовать рабочую температуру расплава на уровне 420-430оС, что ниже чем при классической технологии.

Магний увеличивает твердость цинк-алюминиевого покрытия и улучшает его сопротивление образованию царапин. Прокат с цинк-алюминий-магниевым покрытием меньше, чем оцинкованная сталь загрязняет штамповое оборудование

Листовой прокат с защитным покрытием из сплава цинка с алюминием с технологической добавкой кремния Гальвалюм обладает коррозионной стойкостью в 2-6 раз выше, чем оцинкованная сталь и привлекательным внешним видом (Узор кристаллизации по внешнему виду напоминает молотковую эмаль). Хорошо окрашивается и сохраняет эффект протекторной защиты незащищенных участков поверхности полосы и обрезных кромок.

Главным недостатком материала Гальвалюм является сложная технология его производства. Повышенная рабочая температура расплава (590-610оС), ведет к быстрому износу погружного оборудования в добавок к этому приходится извлекать нижний дросс из ванны, и это надо делать каждую неделю.

Василий Чернецов, Генеральный директор ООО «Корпорации КВАЗАР», рассказал слушателям о ситуации на рынке оцинкованного и окрашенного проката, новых цветовых гаммах и типах полимерных покрытий, которые предлагает потребителям его компания нанести на оцинкованный лист.

Бочаров Василий, генеральный директор ООО «Цинкер», напомнил присутствующим об ещё одном методе защиты от коррозии с использованием цинка – цинкировании. Эта технология может использоваться и как самостоятельный метод защиты металлоизделий, и как ремонтное покрытие в случае нарушение горячеоцинкованного покрытия. Цинкирование, в отличие от цинконаполненных ЛКМ, не требует перекрытия финишными слоями, применяется как самостоятельное покрытие. Однако, при необходимости может использоваться как грунт под различные ЛКМ и огнезащитные материалы.

О непростой работе отечественного производителя и как сложно порой сломать стереотипы российских покупателей, что импортное лучше, поэтому и дороже сообщил Павел Гразион – Генеральный директор ООО «ИнтерХиммет».

Неблагоприятная политическая и экономическая ситуация оказала влияние и на предприятия горячего цинкования готовых металлоконструкций, но не на рынок оказания услуг горячего цинкования, который растет. Возникают проблемы с оплатой и логистикой поставок запасных частей и нового оборудования, сложности с техподдержкой и сервисным обслуживанием.

Однако, мы не привыкли отступать на пути к поставленным целям и отрасль горячего цинкования развивается. Сергей Буракевич ГП «КОНУС» из Республики Беларусь рассказал об 10 годах успешной работы как на белорусском, так и на российском рынке горячего цинкования. Рассказал о планах строительства участка цинкования мелких деталей и повышения качества обслуживания клиентов.

Сергей Пеньковский Руководитель ЗАО «ЭЛСИ Стальконструкция», рассказал о том, что созданное в 1991 году компания, в настоящий момент, является лидером в разработке и производстве новых типов стальных опор для воздушных линий электропередачи и фундаментов опор ЛЭП занимается разработкой, производством опор контактной сети железных дорог, ВОЛС, молниеприемников и мачт освещения; успешно оказывает услуги горячего цинкования в Сибири.

Максимков Сергей, технический директор ООО «ИнтерХиммет», представил интересный научно-практический обзор, подготовленный совместно ООО «ИнтерХиммет» и НКП «ЦРЦ», – «Проблематика очистки поверхности со сложными загрязнениями перед цинкованием», где были представлены варианты решения проблем подготовки поверхности как при цинковании листа, так и металлоконструкций. Рассмотрены не только общепринятые подходы, но и оригинальные отечественные разработки в этой области.

Компания КТИАМ – производитель цинковых сплавов и анодов, в лице коммерческого директора Алексея Баровинского, представила линейку своей продукции для нужд отечественного рынка.

Вместе с тем продолжают успешно работать на Российском рынке горячего цинкования и зарубежные компании. Катерина Лидер, региональный менеджер компании «W.Pilling», сообщила об успешном решении логистических проблем и поставке ванны цинкования Российскому заказчику.

Константин Вялых, «Штокмайер Руссланд», представил новый бесфосфатный кислотный обезжириватель, рассказав о его преимуществах по сравнению с традиционными растворами: не нейтрализует ванну травления, без фосфатов, низкое потребление энергии, мало отходов (только шлам).

Пономарева Наталья, «Dipl.-Ing. Herwig GmbH», представила вниманию отечественным цинковальщикам сплав HEGA NAT — это новая технология легирования расплава цинка, позволяющая достаточно просто вводить легирующие элементы без использования специализированного оборудования.

Известно, что при цинковании образуется сравнительно мало отходов, но и они оказываются востребованы. Александр Рябушкин, начальник коммерческого отдела ООО ПКФ «ИНССТАЛЬ» – рассказал о своей компании которая является крупнейшим производителем порошка и оксида цинка в России с долей рынка более 80%. Цинковые порошки компании применяются в лакокрасочной, химической, металлургической промышленности, золотодобыче, рассказал заинтересованной аудитории о приобретение цинк содержащих отходов горячего цинкования – изгари и гартцинка для нужд производства.

Сложная геополитическая ситуация в мире, рост мировых цен на энергоресурсы, инфляция, сбои в цепи поставок, локдауны, направленные на сдерживание распространения COVID-19, оказывают негативное влияние на макроэкономику, но Семинар «Цинк-защита от коррозии» показал, что никакие внешние факторы не влияют на поступательное развитие российского рынка защиты от коррозии.


Фоторепортаж с семинара